Подготовкой документов к сдаче в архив занимаются секретари или работники документационного обеспечения управления (ДОУ). Они выполняют целый комплекс определенных задач.
На основе перечней документов и номенклатур дел определяют сроки хранения и ценность документов. По результатам экспертизы составляют опись о выделении бумаг на хранение и уничтожение. Экспертизу должна производить специально созданная экспертная комиссия.
В зависимости от срока хранения может быть произведено полное или частичное оформление, которое включает в себя проведение следующих работ:
На дела постоянного и долговременного сроков хранения составляется опись – справочник, в котором отражен систематизированный перечень единиц хранения. Она необходима для учета и систематизации документов. Описи формируются отдельно на дела постоянного, временного хранения, а также на дела по личному составу. Располагать дела в описи необходимо по их значимости. В ней обычно содержатся годовые разделы, в каждый из которых включены описательные статьи каждого дела, имеющего свой порядковый номер. Составлять описи необходимо в 3 или более экземплярах: для структурного подразделения и для передачи в архив.
После оформления дел и передачи их на хранение необходимо грамотно оформить утилизацию документов, которые утратили практическое значение. Важно обратить внимание на то, что уничтожение документов без проведения экспертизы их ценности запрещено.
После этого бумаги готовы к передаче в архив. Прием-передачу дел проводят уполномоченные лица: сотрудник структурного отделения компании либо работник архивного отдела. При передаче документов необходимо заполнить все экземпляры описи, поставив пометки напротив полученных дел, затем составить архивную опись и заверить ее.
В случае если документы будут храниться не в офисе, а в частной архивной компании, их тщательно упаковывают и наклеивают штрихкоды: один на короб, другой на корешок внесенного в опись дела. Для повышения сохранности архивных документов короба можно опечатать (опломбировать) с применением одноразовых пластиковых пломб.
Отдельно стоит сказать о том, что передача документов на архивное хранение должна быть произведена с учетом требований и норм законодательства. За нарушение правил предусмотрена ответственность в виде штрафа.